В отеле Wyndham состоялся брифинг, организованный Национальной ассоциацией электронных СМИ Узбекистана (НАЭСМИ) под названием «Государственный внешний долг: направление расходования заёмных средств и результативность проектов».
В работе мероприятия приняли участие более 100 представителей ряда министерств и ведомств, структурных подразделений министерств экономики и финансов, инвестиций и внешней торговли, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, депутаты нижней палаты парламента страны, ННО, негосударственных телерадиоканалов - членов НАЭСМИ.
Основным вопросом повестки дня стал процесс формирования внешнего государственного долга Республики Узбекистан, его динамика и структура, отбор и финансирование проектов, обеспечение эффективности проектов, осуществляемых на заёмные средства.
Министр финансов Узбекистана Т. Ишметов подчеркнул, что государственный долг – это неотъемлемая и важная часть государственной экономической политики любого государства. «По предварительным оценкам, на 1 января 2021 года размер внешнего госдолга составил 21,1 млрд долларов, или 36,5% к ВВП. Несмотря на рост за последние годы, по международным стандартам внешний государственный долг нашей страны остается на умеренном уровне. Заёмные средства, получаемые государством, по большей части направляются на развитие системообразующих отраслей экономики – энергетической, транспортной и инженерно-телекоммуникационной, химической, сфер образования, сельского хозяйства и здравоохранения. В частности, по итогам 2020 года 14,6%, или 3,1 млрд долларов направлено в сферу электроэнергетики, 12,4%, или 2,6 млрд долларов в нефтегазовую отрасль, 11,5%, или 2,4 млрд долларов – транспорта и транспортной инфраструктуры, 9,4%, или 2 млрд долларов – ЖКХ», – отметил Ишметов.
В ходе мероприятия также были названы основные кредиторы. Среди международных организаций, выделяющих заемные средства – Азиатский банк развития (5 млрд долларов США), Всемирный банк (3,7 млрд долларов США), Японское агентство международного сотрудничества, Эксимбанк КНР и Китайский Государственный банк развития и др. (по 2 млрд долларов США каждый), Международные инвесторы (1,7 млрд долларов США), Фонд экономического развития и сотрудничества и другие (1 млрд. долларов США), Исламский банк развития (0,9 млрд долларов США), Японский банк международного сотрудничества и другие (0,4 млрд долларов США), а также другие международные финансовые организации (2,4 млрд. долларов США).
Для информации: Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» в своем отчете (Октябрь, 2020) отметило что Узбекистан имеет низкий уровень государственного внешнего долга. Также, агентством было отмечено что государственный долг Узбекистана в среднесрочной перспективе останется ниже среднего уровня стран с рейтинговой оценкой «ВВ».
На брифинге председатель комитета по бюджету и экономическим реформам нижней палаты парламента Шароф Назаров остановится на вопросе отбора проектов, финансируемых за счет государственного внешнего долга, их финансировании, и обеспечении эффективной реализации. «Все проекты с таким финансированием в обязательном порядке проходят аудит Счетной палаты, обсуждаются с участием депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и представителями гражданского общества. Введен в действие автоматизированный программный комплекс ДМФАС-6 («Система управления долгом и анализа финансового положения»). На официальных веб-страницах Министерства финансов и в других источниках регулярно публикуются обзоры состояния и динамики государственного долга Республики Узбекистан», – отметил Ш. Назаров.
На брифинге также названы крупные инфраструктурные проекты, финансируемые за счет средств государственного долга.
Востребованной по уровню получаемых кредитов стала электроэнергетическая и нефтегазовая отрасль. На мероприятии отмечалось, что по данным на январь текущего года на развитие этих двух секторов выделено 3,1 и 2,6 млрд. долларов соответственно.
Так, например, – строительство третьей парогазовой установки мощностью 650 МВт на Навоийской ТЭС (2020 год - 650 млн долларов) позволит увеличить производство электроэнергии примерно на 6-7 %.
Также, привлечены заемные средства МФИ в размере 620 млн долларов на расширение Талимаржанской ТЭС со строительством двух парогазовых установок общей мощность 900 МВт. Реализация проекта позволяет полностью покрыть потребность электроэнергии Кашкадарьинской области (100%) с дораспределением оставшейся части объёма (23%) в другие регионы республики.
Необходимо отметить, что за счёт выделения 606,7млн. долларов США заёмных средств Японского агентства международного сотрудничества JICA построена новая Туракурганская ТЭС в Наманганской области общей мощностью 900 МВт. Электростанция позволит производить электроэнергию покрывающую порядка 50% потребности Ферганской долины (Ферганская, Андижанская и Наманганская области), - отметил заместитель министра энергетики Шерзод Ходжаев.
Сферу водообеспечения поддержали сразу шесть международных финансовых институтов. Актуальным вопросом в стране остается водообеспечение, особенно отдаленных регионов страны. “В Кашкадарьинской области 51 млн долларов направлено на строительство 176,6 км и реконструкцию 110,2 км водопроводных сетей, реконструкцию 4 водораспределительных сооружений. В результате численность населения, обеспеченного централизованным питьевым водоснабжением, увеличится на 114 тыс человек”, - отметил председатель Правления АО “Узсувтаъминот” Сохиб Саифназаров.
На развитие транспорта и транспортной инфраструктуры было выделено 2,4 млрд долларов. Одним из крупных проектов, реализованных министерством транспорта стало строительство дороги “Термез-Сайроб” протяженностью в 100 км. “Общая стоимость заимствованных средств составила – 134.02 млн долларов США. К реализации проекта были привлечены средства АБР. На сэкономленные деньги нам удалось осущесвить реконструкцию и строительство прилегающих к данной трассе дополнительных дорог, – отметил заместитель министра транспорта Джасур Чориев.
Выступая на брифинге, председатель Правления АО «Узкимёсаноат» Ж.Мирзамахмудов поделился информацией о проделанной работе по эффективному использованию средств, выделенных на развитие химической отрасли за счет государственного внешнего долга, и конкретными примерами достижений в этой области. В частности, было отмечено, что на предприятиях АО «Узкимёсаноат» за счет привлечения средств внешнего долга реализовано 7 инвестиционных проектов на общую сумму 2,4 млрд. долларов.
За счет реализации проектов создано 5743 новых рабочих мест. Произведено продукции на 636 млн. долларов, а также экспортировано продукции на сумму 384,5 млн. долларов, уплачено 104 млн. долларов в виде налогов.
Доходами от размещения суверенных международных облигаций в национальной валюте на сумму 2 трлн сумов решено профинансировать проекты, направленные на достижение Целей устойчивого развития ООН.
“В текущем году планируется построить 25 новых и реконструировать 21 действующую школу на сумму 429,7 млрд сумов. На сферу здравоохранения будет затрачено 197,7 млрд сумов. На эти средства намечено построить 3 новых и провести реконструкцию 14 существующих медицинских учреждений. На выделенные 126 млрд сумов удалось проложить более 200 км водопроводных сетей и сооружений. Развитие дорожной инфраструктуры, строительство, реконструкция и ремонт более 300 км автомобильных дорог потребовало 1 096,7 млрд сумов вливаний. На оказание материальной помощи женщинам и семьям, находящимся в трудной социальной ситуации, женщинам с инвалидностью, поддержку института семьи, материнства и детства, льготные кредиты женщинам для развития предпринимательства, выплату пособий по безработице – всего 149,8 млрд сумов”, – отметил директор департамента Государственного внутреннего и внешнего долга Жасур Каршибоев.
Как отметила Директор Постоянного представительства АБР в Узбекистане Синди Мальвичини “Узбекистан присоединился к программам АБР в 1995 году и с тех пор и по настоящее время у нас сложилось очень хорошее портфолио. Мы рады, что средства, выделяемые Азиатским банком развития направляются в Узбекистане в нужное русло – на поддержку социальных вопросов и улучшение инфраструктурных проектов”.
На мероприятии отмечалось, что Узбекистан придерживается консервативного подхода и принципов управления рисками при привлечении внешних заемных средств. В частности, объем долговых средств, привлеченных от МФИ и ИПФО, составил 19,3 млрд долларов, предоставленных на длительный срок (до 30 лет) и по льготным процентным ставкам. Ишметов подчеркнул, что ежегодно размер подписываемых заемных соглашений уменьшается: если в 2019 году было привлечено около 9 млрд долларов США, то в 2020 году эта цифра составила 5,3. Установленный лимит на текущий год – 5 млрд долларов США.
Участники мероприятия – представители негосударственных телерадиостудий страны, отметили позитивные результаты встречи, и подчеркнули необходимость проведения подобных профильных брифингов на регулярной основе.