Вступление Узбекистана на путь инновационного развития поставило перед предприятиями реального сектора экономики ряд проблем, главными из которых являются развитие современных организационно-правовых форм хозяйствования, реформирование системы управления производством и введение распространенных в мировой практике методов и инструментов управления, позволяющих максимизировать их прибыль, внедрять последние достижения науки и техники, а также сглаживать причины конфликтов всех участников деятельности предприятия.
Широкие перспективы для успешного решения указанных задач открывает система корпоративного управления, позволяющая интегрировать усилия высших и исполнительных органов управления в вопросах выработки взвешенной стратегии развития производства, освоения выпуска новой продукции и внедрения прогрессивных форм хозяйствования. Поэтому в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 годы среди приоритетных направлений развития и либерализации экономики отмечена необходимость «внедрения современных международных стандартов и методов корпоративного управления, усиления роли акционеров в стратегическом управлении предприятиями».
Результаты исследований в системе электроэнергетического комплекса Узбекистана показывают, что на многих акционерных предприятиях отрасли имеют место формальное участие членов наблюдательных советов в инновационном обновлении деятельности акционерных обществ, низкий уровень профессионализма менеджеров и отсутствие жесткого контроля с их стороны за реализацией программ модернизации производства.
Усугубляет положение поверхностный подход высших органов управления акционерных обществ к вопросам стратегического развития АО, особенно в вопросах повышения эффективности производства, снижения себестоимости выпускаемой продукции, укрепления финансовой устойчивости и проведения взвешенной дивидендной политики. Поэтому за последние годы актуальность внедрения современных форм корпоративного управления на предприятиях энергетического комплекса резко возросла и требует реализации незамедлительных практических мер и действий.
Целью создания эффективных систем корпоративного управления на уровне акционерных предприятий электроэнергетики Узбекистана является содействие созданию среды доверия, прозрачности и ответственности, которая необходима для стимулирования притока долгосрочных капиталовложений со стороны потенциальных инвесторов, обеспечения финансовой стабильности в работе исполнительных органов управления акционерных обществ, что, в свою очередь, обеспечивает базу для стремительного роста производства и развития их финансовой деятельности.
Многочисленность трактовок
Несмотря на большое количество встречающихся трактовок понятия корпоративного управления, единого определения данного термина в экономической литературе до сих пор нет, что связано с разными взглядами авторов на природу его возникновения, выполняемые им функции в современной экономике и обеспечиваемые задачи для различных участниках корпоративного сообщества.
Согласно Кодексу корпоративного управления, утвержденному в 2016 году, «корпоративное управление понимается как система взаимоотношений между исполнительным органом акционерного общества, его наблюдательным советом, акционерами, представителями трудового коллектива и другими заинтересованными сторонами, в том числе кредиторами, в целях достижения баланса интересов указанных лиц для обеспечения эффективной организации деятельности АО, модернизации, технического и технологического перевооружения производственных мощностей, выпуска конкурентоспособной продукции и ее экспорта на внешние рынки».
Международная финансовая корпорация (IFC) определяет корпоративное управление как «структуры и процессы руководства компаниями и контроля над ними». Министерство финансов Великобритании рассматривает корпоративное управление как систему, посредством которой сотрудники, отвечающие за ведение учета в компании, выполняют свои обязанности по обеспечению внедрения в компании эффективных систем управления, включая финансовый мониторинг и контроль. В отдельных научных кругах определение «корпоративного управления» трактуется как «институт, который влияет на распределение доходов корпорации и его ресурсов».
Обобщая широкую палитру имеющихся в мировой практике трактовок, считаем наиболее всеобъемлющим понятие корпоративного управления, данное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Принципах корпоративного управления: «Корпоративное управление представляет собой систему управления и контроля над компаниями. Структуры корпоративного управления определяют распределение прав и обязанностей между различными участниками корпоративных отношений, такими как совет, руководство, акционеры и другие лица, и устанавливают правила и процедуры для принятия корпоративных решений».
Как видно из вышеизложенного, каждое определение является по-своему верным и, главное, они взаимодополняют друг друга. Все определения исходят от общего теоретического базиса – цели корпоративного управления – получения максимально возможной прибыли от всех видов деятельности корпорации в рамках действующего законодательства, соблюдая при этом баланс интересов всех заинтересованных лиц.
Корпоративное управление в ракурсе разгосударствления
Модернизация экономики Узбекистана невозможна без обеспечения высоких темпов развития предприятий энергетического комплекса, обеспечивающего материальную основу развития не только реального сектора, но и социальной сферы. Актуализация проблемы внедрения современных методов корпоративного управления деятельностью предприятий энергетики обусловлена растущей зависимостью национальной экономики от роста объемов производства электроэнергии, необходимости снижения ее себестоимости и повышения качества обслуживания предприятий и населения Узбекистана.
Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4249 от 27 марта 2019 года АО «Узбекэнерго» реорганизовано в соответствии с современными методами организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии с созданием на его базе трех акционерных обществ «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети».
Экономическую базу энергетического комплекса Узбекистана составляют 42 электростанции суммарной установленной мощностью более 12 млн. кВт, из которых 10 тепловых электростанций мощностью 10,6 млн. кВт ( 85,1%), 29 гидравлических электростанций мощностью 1,4 млн. кВт ( 11,4%) и прочие электростанции мощностью 480 мВт. К числу самых крупных электростанций республики относятся Чарвакская ГЭС мощностью 620,5 Мвт, Ходжикентская ГЭС мощностью 165 Мвт, Газалкентская ГЭС мощностью 120,5 Мвт.
Процесс формирования системы корпоративного управления стал одним из основных факторов успешного разгосударствления и приватизации в энергетическом комплексе Узбекистана. Преобразование государственных предприятий энергетического комплекса Узбекистана в акционерные общества было единственным способом их кардинального реформирования за счет появления реальных собственников и установления действенного корпоративного контроля со стороны государства и акционеров над всеми аспектами их производственно-технической и финансово-экономической деятельности.
Создание этих прогрессивных форм хозяйствования привело к радикальным изменениям в системе планирования и организации производства, существенным сдвигам в росте производительности труда, выпуске конкурентоспособных товаров и повышении качества предлагаемых услуг. Результатом целенаправленной государственной политики в области разгосударствления, приватизации и акционирования стало появление в реальном секторе экономики Узбекистана более 4 тысяч акционерных предприятий.
Цели корпоративного управления
Отмечая позитивное влияние процессов акционирования на рост эффективности работы предприятий энергетического комплекса Узбекистана, нельзя не отметить его специфическую особенность, которая заключается том, что предприятия имеют государственную принадлежность, монопольное положение на национальном рынке энергоресурсов, а также сложную и многоуровневую производственную структуру управления. Существенное влияние на характер акционирования данного комплекса оказывает то обстоятельство, что центры формирования доходов функционируют на базе одних предприятий, а центры формирования затрат действуют на базе других предприятий отрасли.
Исходя из этих особенностей, автором сформулированы следующие основные цели корпоративного управления на предприятиях энергетического комплекса Узбекистана (см. рис. 1), такие как повышение уровня конкурентоспособности и прозрачности акционерных обществ, обеспечение их финансовой устойчивости, роста уровня капитализации и биржевых котировок акций и т.д.
Источник: разработано автором
Учитывая, что акционеры энергетических предприятий Узбекистана принимают на себя основную часть риска, связанного с созданием бизнеса и эффективным использованием акционерного капитала, они нуждаются в создании действенного механизма, позволяющего осуществлять корпоративный контроль за устойчивым развитием АО. Другой причиной необходимости создания такого механизма выступает стремление акционеров обеспечивать прозрачность работы исполнительных органов управления, ограничивать поведение менеджеров, ориентированное на извлечение личных выгод, а также стимулировать действия менеджеров по эффективному управлению акционерными предприятиями. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ состояния корпоративного управления в развитых странах и Узбекистане (см. рис. 2).
Источник: разработано автором
Приведенные данные в рисунке 2 свидетельствуют о наличии благоприятных предпосылок для формирования эффективных механизмов корпоративного управления, способных оказать позитивное влияние на повышение устойчивости предприятий энергетики Узбекистана.
Фактор локализации
Другим эффективным рычагом воздействия корпоративного управления на рост конкурентоспособности энергетических предприятий Узбекистана могут стать усилия их руководителей и менеджеров по аквизации участия в Государственной программе локализации производства, параметры которой приводятся в таблице 1.
Как видно из данной таблицы, предприятиям энергетической отрасли предстоит увеличить масштабы импортозамещения с 4,7 процента в 2015 г. до 41,0 процента в 2020 году, т.е. почти в 10 раз.
На рисунке 3 показаны динамика роста и прогноз развития программы локализации и освоения новой продукции предприятиями электроэнергетической отрасли Узбекистана до 2020 года.
Согласно отечественному законодательству, участники программы локализации освобождаются сроком на 3 года от уплаты налога на прибыль юридических лиц, единого налогового платежа в части продукции, произведенной по проектам локализации; налога на имущество юридических лиц в части основных производственных фондов, используемых для производства локализуемой продукции; таможенных платежей за ввозимые технологическое оборудование и запасные части к нему.
Модель совершенствования корпоративного управления
Несмотря на то, что многие стандартные производственно-технические и финансово-хозяйственные показатели, характеризующие уровень развития энергетической отрасли Узбекистана, можно признать относительно стабильными, потенциал корпоративного управления на акционерных предприятиях отрасли используется крайне недостаточно.
Ключевые элементы предлагаемой нами модели совершенствования системы корпоративного управления устойчивым развитием предприятий энергетической отрасли республики приведены в рисунке 4. Важным условием реализации данной модели выступает ее ориентация на вертикальную интеграцию предприятий энергетической отрасли, которая обеспечивается за счет сочетания в рамках единой отрасли двух или нескольких последовательных стадий процесса производства и распределения электрической энергии.
Для энергетической промышленности эти стадии включают строительство источников производства электроэнергии, установку систем их доведения до потребителей и поддержание на необходимом уровне данного процесса. При этом необходимым условием является создание заинтересованности в объединении усилий предприятий по производству, транспортировке и использованию энергоносителей в целях экономии на издержках производства и внедрения новых технологий.
Вертикальная интеграция является признанной во всем мире эффективной формой организации работы предприятий энергетического комплекса. Не случайно более 35 процентов крупнейших электротехнических компаний, входящих в список «Форчун-500», используют вертикально интегрированные структуры корпоративного управления. Дальнейшее развитие потенциала вертикальной интеграции производства и распределения энергетической продукции способно обеспечить энергетическим предприятиям Узбекистана: снижение логистических издержек по производству и сбыту продукции, закупкам комплектующих материалов к оборудованию; эффективную координацию производства на его различных этапах; расширение возможностей инновационной и инвестиционной деятельности; успешную конкуренцию, удержание и расширение сегментов рынка сбыта продукции.
Выводы и предложения
Управление энергетической отраслью Узбекистана в настоящее время сформировано по принципу вертикально интегрированной холдинговой системы, включающей в себя предприятия всех стадий производственной цепочки - от строительства энергетических мощностей, системы распределения энергии до системы реализации электрической энергии потребителям. Однако постоянно возрастающий спрос на энергоресурсы требует кардинального обновления механизма управления устойчивым развитием акционерных предприятий энергетического комплекса Узбекистана.
Кардинального обновления организационной структуры управления отраслью можно добиться за счет формирования систем вертикальной и горизонтальной интеграции производства путем создания высокоинтегрированных бизнес-структур с качественно новыми формами организации производственной деятельности, включая холдинговые компании, финансово-промышленные группы, совместные предприятия. Создание указанных структур позволит объединить усилия специализированных энергетических предприятий и финансовых институтов для реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на освоение производства новых видов энергии, модернизацию действующих мощностей, наращивание экспортного потенциала отрасли.
Приоритетными областями приложения потенциала системы корпоративного управления на предприятиях электроэнергетической отрасли в среднесрочной перспективе должны стать:
а) обеспечение ускоренной структурной модернизации отрасли в сторону роста удельного веса альтернативных источников энергетического обеспечения субъектов производственной и социальной сфер, включая солнечную, атомную, ветровую и биоэнергию;
б) строительство новых гидроэнергетических и тепловых станций, а также крупных энергетических блоков на действующих энергетических станциях;
в) внедрение новейших энергосберегающих технологий и укрепление режима энергосбережения электрической энергии на предприятиях и в организациях, а также на объектах жилищно-коммунальной сферы;
г) повышение производственной и экономической эффективности деятельности акционерных предприятий отрасли за счет повсеместного внедрения современных информационных технологий, а также механизмов оптимизации использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
В целях повышения эффективности воздействия системы корпоративного управления на расширение масштабов инновационного развития акционерных предприятий энергетического комплекса республики необходимо ускорить работу финансовых служб предприятий энергетики по полному освоению международных стандартов финансовой отчетности и аудита, внедрению единой системы ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах, а также добиться более качественного раскрытия исполнительными органами управления информации о существенных событиях в деятельности акционерных обществ, особенно о сделках аффилированных лиц.
В краткосрочной перспективе необходимо добиться внедрения в практику управления энергетическим комплексом республики новых индикаторов эффективности развития отрасли, позволяющих объективно оценивать результаты работы менеджеров и персонала акционерных предприятий, а также уровень их рыночной устойчивости и финансовой стабильности.
Целесообразно внедрение системы автоматизации производственных, управленческих процессов и ресурсов (ERP) с целью повышения эффективности системы финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, в том числе и АО «Национальные электрические сети Узбекистана». Повышению уровня корпоративного управления на предприятиях электроэнергетической отрасли будут способствовать внедрение программно-аппаратного комплекса диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), разработка и внедрение в практику новой биллинговой системы в АО «Региональные электрические сети», установка автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии и автоматических счетчиков электричества для контроля учета потребления электроэнергии.
Для совершенствования системы корпоративного управления необходимо создать гибкий механизм инвестирования средств отечественных инвесторов в экономику страны, создать надежные правовые механизмы по защите прав инвесторов, обеспечить высокий уровень информационной прозрачности корпоративного сектора. При этом главными результатами успешного воздействия корпоративного управления на эффективность работы акционерных энергетических предприятий республики должны cтать повышение уровня доверия к ним со стороны акционеров, расширение масштабов привлечения долгосрочного капитала, а также повышение капитализации их собственного бизнеса.
Ф.М. Курбонов
Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан
Источник: Review.uz