В последние дни в социальных сетях обсуждается тема автоматического отключения электронных приборов учета в связи с неуплатой потребителями за услуги газоснабжения. Некоторые абоненты связывают отключения с якобы несуществующей задолженностью и начислением пени.
Для внесения ясности к публикациям и предупреждения необоснованных обвинений в адрес газоснабжающих организаций, АО “Hududgazta’minot” сообщает следующее. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 сентября 2020 года “О дополнительных мерах по реализации проекта «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета природного газа»”, до конца 2021 года будет установлено 3 546 148 современных смарт-счетчиков.
В настоящее время в более чем 769 200 домохозяйствах уже установлены современные приборы учета газа, которые интегрированы с системой “BillingGaz”. Большинство смарт-счетчиков установлены в 22 районах/городах, вошедших в так называемую “красную зону”, где имеется большое потребление природного газа, низкая платежная дисциплина и большие потери.
В частности, 135 709 современных смарт-счетчиков установлены абонентам Ташкентского, Зангиатинского и Кибрайского районов Ташкентской области. В октябре 2020 года приборы учета газа были полностью подключены к системе АСКУГ. В процессе их установки в этих регионах выявлено еще 10 465 неучтенных потребителей. Таким образом, если по итогам четвертого квартала 2019 года в три района было поставлено 327,4 млн. куб. м. газа, из которых 161,3 млн. куб.м (49%) составляли потери, то после установки новых приборов учета достигнут баланс между потреблением и оплатой.
Рассмотрим ситуацию на примере Янгиюльского района и города Янгиюль Ташкентской области. В настоящее время количество абонентов составляет 55 641, а дебиторская задолженность за использованный природный газ превышает 2,4 млрд. сумов. В настоящее время в 16 970 домохозяйствах установлены “умные” счетчики, подключенные к системе АСКУГ, что позволит отрегулировать ситуацию с дебиторской задолженностью.
Наглядным примером этому может послужить махалля “Дархон” Янгиюльского района, где в большинстве домохозяйств имеются дворовые теплицы. В МСГ число потребителей природного газа составляет 337, которым в декабре 2019 года было поставлено 180,5 тыс. куб.м. газа на 68,6 млн. сумов. При этом оплата за потребленное топливо за указанный период не достигала 50%. В 2020 году в махалле “Дархон” были установлены новые приборы учета газа. И если в январе 2021 года потребителям было поставлено 288,3 тыс. куб.м газа на 110,9 млн. сумов, то оплата за него составила 215,3%.
В результате в настоящее время внедрение системы АСКУГ в первую очередь в районах/городах так называемой “красной” зоны, позволяет выстроить доверительные взаимоотношения между поставщиками газа и потребителями, обеспечить прозрачность системы, внедрить новую платежную дисциплину. То есть теперь конфликтные ситуации, связанные со взаимоотношениями «продавец-покупатель» останутся в прошлом, поскольку поставщик качественно и в полном объеме будет оказывать услуги, а покупатель, в нашем случае потребитель, оплачивать их своевременно и в полном объеме.
Чтобы заранее оповестить потребителя об автоматическом прекращении подачи природного газа за неуплату, АО “Hududgazta’minot” систематически рассылает СМС оповещения, информирующих потребителей о необходимости погасить задолженность в течение трех дней. Исходя из того, что система АСКУГ является новой для восприятия, СМС оповещения рассылаются не единожды. В случае неуплаты абонентом имеющейся задолженности за природный газ, подача топлива прекращается в автоматическом режиме.
Вместе с тем, внедрение системы АСКУГ выявило случаи ошибочного начисления задолженности за природный газ. Специалисты всех газоснабжающих организаций изучают каждый подобный факт. Как показал анализ, нереальная дебиторская задолженность возникла в результате внесения неверных показаний с приборов учета газа в систему “BillingGаz” в предыдущие годы, а также из-за неисправности счетчиков газа либо стороннего вмешательство в их работу.
В настоящее время специалисты АО “Hududgazta’minot” и его подразделений на местах принимают обращения граждан по аналогичным вопросам, проводят сверку абонентской карты в системе “BillingGаz” с предоставленными квитанциями. В случае подтверждения ошибки в задолженности составляется акт, согласно которому вносятся изменения в абонентскую карту и производится перерасчет. Необходимо отметить, что специалисты газоснабжающих организаций не имеют права самовольно вносить изменения в систему “BillingGаz”, поскольку подобные действия являются незаконными. Уточним, что потребители природного газа переведены в абонентскую базу
АО “Hududgazta’minot” с 1 августа 2020 года. Для урегулирования вопросов, связанных с ошибками в начислении задолженности, ведется системная работа с партнерскими организациями, которые ранее являлись ответственными за внесение показаний и взаиморасчеты за потребленный газ.
Кроме этого, у потребителей возникают вопросы, связанные с начислением пени. Согласно действующему договору между абонентом и поставщиком природного газа, оплата за использованное топливо должна производится до 10 числа каждого месяца. При несвоевременной оплате стоимости поставленного газа в сроки, оговоренные в договоре, потребитель уплачивает поставщику пеню согласно договору на поставку газа. Население уплачивает пеню при несвоевременной оплате за газ в размере 0,1% за каждый день просрочки, но не более 50% суммы просроченного платежа.
АО “Hududgazta’minot” сообщает, что установка современных приборов учета газа, подключенных к системе АСКУГ, продолжается. Для создания дополнительных удобств населению и предупреждению возникновения очередей в газоснабжающих организациях, все взаиморасчеты между поставщиками газа и потребителями переводятся в режим онлайн. Если у абонентов отсутствуют спорные вопросы, создана возможность отслеживать объемы потребления природного газа, оплату и пеню через персональный кабинет. Кроме того, чтобы вносить денежные средства за потребленное газ не выходя из дома можно использовать мобильные приложения “Payme”, “Paynet”, “Сlick”, “U-Pay” и “Oson”.
Пользуясь случаем АО “Hududgazta’minot” напоминает, что в целях экономии на оплате за газ строго запрещается искусственное изменение показаний на ранее установленных бытовых приборах учета газа, не поддерживающих систему АСКУГ. В случае выявления подобных фактов, газоснабжающими организациями взыскивается стоимость потребленных объемов природного газа из расчета работы подключенного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности согласно Правилам пользования природным газом.
В случае возникновения проблем, вопросов или предложений потребители могут обратиться в АО “Hududgazta’minot” по номерам телефонов 1104, 71 200-08-04, 71 202-11-04 либо через группу «Проблемы и пути решения вопросов газоснабжения» в социальной сети “Facebook”.
Пресс-служба АО “Hududgazta’minot”