Вопросы по энергоресурсам, поднимаемые в публикациях СМИ, приводимые в публикациях цифры и выводы по этой теме не всегда основаны на понимании процессов работы данной сферы. Однако такие публикации дают возможность Министерству энергетики Узбекистана лишний раз рассказать соотечественникам о работе топливно-энергетического комплекса страны.
В частности, говоря о обеспечении природным газом, встречаются рассуждения об СРП (Соглашений о разделе продукции), при этом чувствуется незнание точного значения данных соглашений. Как известно, СРП является международно признанной и широко применяемой во всем мире формой договоренности между государством, которому принадлежат его недра и всё, что из них добывается, и компанией, специализирующейся на добыче нефти и газа. СРП представляет собой сложный механизм и экономический инструмент, который позволяет получать доход как государству, так и инвестору, развивать инфраструктуру и создавать центры роста в регионах присутствия. СРП позволяет генерировать огромные вложения в экономику и дает уверенность инвестору в защите его инвестиций. Привлекаются такие компании по очень понятной причине – процесс нефтегазодобычи сегодня не прост, эффективно заниматься им могут только высокопрофессиональные компании, как правило, работающие по всему миру. Запасов углеводородов становится всё меньше, и это общемировая тенденция, а это означает, что добывать их приходится всё с более глубоких пластов, что требует применения сложных и дорогостоящих методов и оборудования, привлечения самых профессиональных компаний.
Примером такой компании является активно действующий в Узбекистане ЛУКОЙЛ, который вкладывает свои средства в процесс разработки месторождений, внедрения всё более сложных методик нефтегазодобычи. ЛУКОЙЛ работает на основе СРП на месторождениях в Кашкадарьинской и Бухарской областях, освоение которых требовало значительных финансовых вложений. Месторождения были открыты еще в 60-70-х годах, однако за их разработку ввиду сложности и колоссальных затрат до прихода в Узбекистан ЛУКОЙЛа никто не брался. За время реализации СРП ЛУКОЙЛ инвестировал в Узбекистан 8 млрд. долларов, став крупнейшим иностранным инвестором в Узбекистане. Сотрудничество на основе СРП предусматривает интересы и права обеих сторон. Так, общий доход Республики Узбекистан от реализации СРП составил уже более 4 млрд. долларов. К тому же ЛУКОЙЛ является одним из крупнейших налогоплательщиков в республике. Общая сумма налоговых отчислений ЛУКОЙЛа за весь период деятельности в Узбекистане превысила 12,7 трлн. сум
Также по вопросу СРП есть недопонимание обычного для этой формы сотрудничества условия – что добываемые инвестором углеводороды затем поставляются по определенной цене, в том числе для потребностей внутреннего рынка страны.
В рамках СРП весь объем газа, добытого ЛУКОЙЛом на узбекской земле, передается Республике Узбекистан для дальнейшего экспорта. В соответствии с имеющимися соглашениями, транспортировка и реализация природного газа осуществляется АО «Узтрансгаз». Цены поставки газа доли иностранных участников на внутренний рынок значительно ниже экспортных и являются внутриотраслевыми. Даже случае, если газ раннее предназначенный на экспорт, в реальности был поставлен на внутренний рынок страны, как это имело место в 2020 году.
Говоря о газе в ряде публикаций и мнений встречаются сравнения несопоставимых данных - средств, которые приносит экспорт газа, и стоимость проектов в нефтегазовой сфере. Необходимо понимать, что проекты в нефтегазовой сфере не направлены исключительно на разработку конкретного месторождения, получения газа и реализации его на экспорт. Прежде всего, газ идет на удовлетворения спроса населения и экономики самого Узбекистана. Кроме того, значительная часть проектов нефтегазовой сферы сегодня нацелена на создание мощностей по углубленной переработке газа, примером чему является завод Uzbekistan GTL, отдача от которых еще впереди. Именно такие современные производства позволят получать прибыль при гораздо более эффективном использовании газа, чем его экспорт.
Еще одним вопросом, который поднимался в интернете являлся СНиП - расходы газа на собственные нужды и потребности. В частности указывалось, что отечественные предприятия, в отличии от компаний с иностранным капиталом, превышают эти нормы. Эти замечания также стали отличным поводом больше рассказать о данной теме.
Приведем статистику. В 2019 году расходы газа на собственные нужды и потери (СНиП) АО «Узбекнефтегаз» составили 10,6% от общего объема добытого газа. Основная часть СНиП (90%) была израсходована на производственный процесс, выработку дополнительной продукции (полимерная продукция, сжиженный газ, газовый конденсат, сера) и на топливные нужды для ДКС (дожимные компрессорные станции).
Для чего необходимы ДКС? В настоящее время в связи с длительной разработкой газовых месторождений идёт естественный процесс истощения запасов природного газа и падения пластового давления. Для поставки природного газа на газоперерабатывающие заводы газ низкого давления подаётся на ДКС и только потом (после процесса компримирования) направляется на переработку. Сегодня для осуществления добычи и транспортировки природного газа эксплуатируется 80 единиц газоперекачивающих агрегатов (ГПА).
У предприятий, созданных в Узбекистане совместно с иностранными инвесторами, нет технологического оборудования по компримированию природного газа, которое потребляет значительное количество энергоресурсов. Поэтому у них более низкие показатели расхода природного газа на СНиП.
Современный расход газа на СНиП в стране, соответствует установленным нормативам. Более того, при расчетах этого показателя, не учитывается выпуск дополнительно добытой и выработанной продукции.
Что касается расхода газа на СНиП зарубежных компаний, то по данным, которые имеются в АО «Узбекнефтегаз», у того же ЛУКОЙЛа этот показатель составляет 7,9% за 2020 год, и это при том, что в нём не учтены расходы на топливные нужды для дожимных компрессорных станций (ДКС).
Данные расхода на СНиП на системной основе проверяются и анализируются Инспекцией по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан, являясь одной из её задач.
Другой темой, появляющейся в интернете, является состояние газовых месторождений, в частности, высказывалось мнение, что большая их часть выведена из оборота, то есть газ там не добывается.
Опять обратимся к статистике. Только в 2020 году, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией, была возобновлена добыча углеводородов на 111 скважинах. Для этого проводились ремонтно-восстановительные работ на ликвидационном, консервационном и бездействующем фонде, то есть на тех скважинах, добыча на которых была остановлена. В 2021 году намечается проведение ремонтно-восстановительных работ на 200 скважинах.
В настоящее время АО «Узбекнефтегаз» принимаются необходимые меры для того, чтобы возобновить добычу углеводородов на скважинах, вышедших из эксплуатации по геологическим или техническим причинам. Для этого на скважинах проводятся текущий и капитальный ремонт, включающие в себя ремонтно-изоляционные работы, зарезку боковых стволов, восстановительные работы (возврат из консервации и ликвидации), интенсификацию притока (гидроразрыв пласта, солянокислотные обработки) и другие виды работ.
Безусловно эксплуатация месторождений природного газа ведется квалифицированными специалистами со строгим соблюдением технологических режимов работы скважин и в соответствии с принятыми в стране проектными документами на разработку газовых и газоконденсатных месторождений.
Также обратимся к высказываниям о большой капиталоёмкости нефтегазовых проектов. Узбекистаном в настоящее время реализуется ряд масштабных проектов, в результате которых в стране появляется инновационная промышленность, нацеленная на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и крайне востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это, в частности, производство полимерной продукции, синтетического жидкого топлива, которое в настоящее время экспортируется. Такие предприятия оснащаются самым современным оборудованием, которое позволит им быть рентабельными не одно десятилетие. Такие вложения просчитываются со всеми уполномоченными министерствами и ведомствами, проходят всестороннюю перспективу и реализуются с целью защиты экономики страны и уменьшения её зависимости от экспорта необходимых видов продукции.
Хочется еще раз отметить, что сегодняшняя работа нефтегазовой сферы страны нацелена не только на обеспечение современных потребностей в углеводородах, но и на обеспечение растущего спроса.
Реальность такова, что Узбекистан потребляет все больше того же природного газа. В экономике это связано с реализацией проектов в области газохимии, с увеличением мощностей теплоэлектростанций, которые для этого кардинально модернизируются. А теплоэлектростанции – это обеспеченность электроэнергией тех же квартир и домов, так что их затраты на стыке интересов экономики и населения страны. Само же население потребляет все больше энергоресурсов в силу своего роста.
Кроме того, к сожалению всё еще имеют место незаконные подключения к объектам газоснабжения со стороны некоторых собственников достаточно энергоемких предприятий по производству стройматериалов (кирпичи, известь), сельскохозяйственной продукции (теплицы).
Пресечению таких случаев и увеличению прозрачности распределения природного газа поможет автоматическая система контроля и учета газа (АСКУГ), в рамках которой сейчас осуществляется установка современных газовых счетчиков.
Затрагивался в соцсетях также вопрос оплаты при бурении скважин, связи этого процесса с обнаружением промышленного притока газа.
Практика такова, что оплата работ подрядчика по эксплуатационным скважинам осуществляется АО «Узбекнефтегаз» только после получения промышленных притоков углеводородов. В связи с этим, по скважинам, не получивших дебита газа, со стороны подрядчиков за счет собственных средств дополнительно проводятся работы по капитальному ремонту, интенсификации добычи и т.д. до получения промышленного притока.
При этом, естественно, что работа по бурению идет на основе точных расчетов. Точки заложения скважин определяются в соответствии с проектными документами на разработку месторождений, картами текущих газонасыщенных толщин и остаточных запасов и после получения заключения со стороны научно-исследовательских организаций (АО «УзЛИТИнефтгаз», АО «ИГИРНИГМ»).
Анализ различных мнений в сети интернет позволяет Министерству энергетики шире рассказать о различных вопросах интересующих общественность. Кроме того, получить интересующую информацию можно напрямую - через обращение с запросом в пресс-службу Минэнерго.
Пресс-служба Министерства энергетики
Республики Узбекистан