На сайтах Кун.уз, Қалампир.уз, Газета.уз опубликованы статьи под заголовком “Пресечены незаконные действия газового монополиста на 188 млрд. сумов”.
Данный материал взят с официального сайта Антимонопольного комитета и посвящен итогам очередных контрольных работ с приведением данных о выявленных нарушениях и их списка в разрезе регионов.
По мнению специалистов Акционерного общества “Узтрансгаз”, назвать неправильными приведенные в статье факты нельзя. Однако, в материале неверно использован ряд выражений, в частности “необоснованный доход в размере более чем 188,2 млрд. сум.”.
Согласно действующим нормативным актам, всем оптовым потребителям природный газ поставляется согласно заключенным договорам и в соответствии с требованиями, предусмотренными в “Положении об использовании природного газа”, утвержденном постановлением Кабинета Министров №ПКМ-22 от 12 января 2018 года, в соответствии с чем выплаты за газ осуществляются по установленным требованиям.
Как указано в пункте 111 “Положения об использовании природного газа”, потребители не менее чем за 5 дней до начала расчетного периода обязаны производить предварительную оплату на счета газоснабжающей организации в размере 100 процентов суммы стоимости месячного объема природного газа, указанного в заключенном договоре на поставку природного газа.
В соответствии с 2-м абзацем этого пункта предусмотрено, что потребители вправе не менее чем за 5 дней до начала расчетного периода осуществить 50-процентную предоплату, окончательный расчет за фактический объем потребленного природного газа осуществляется до конца расчетного месяца.
В статье 107 постановления определено, что при наличии у потребителя просроченной задолженности за природный газ, средства, перечисленные им в счет авансового платежа, направляются на погашение просроченной задолженности с уведомлением потребителя и не засчитываются в качестве авансового платежа.
Однако, наблюдаются случаи, когда потребители не соблюдают требованиям нормативных актов и договорных требований, то есть после завершения отчетного месяца не осуществляют окончательный расчет, имея дебиторскую задолженность за прошлый месяц, и зная об изменении цен, осуществляли платежи 14 числа следующего месяца. То есть, не обеспечив окончательный расчет за отчетный месяц, выплату за 14 число представляли как авансовый платеж. То есть нарушая точность расчетов.
В указанных в статье случаях, не определены направления деятельности оптовых потребителей в период подписания договоров предприятиями газоснабжения.
В частности, взять пример оптовых потребителей, создавших в собственных домах ресторан или кафе в форме Семейного предприятия. В постановлении Президента Республики Узбекистан №ПП-3379 приведен список потребителей, которым природный газ реализуется по повышенным тарифам. В этом списке предусмотрено, что для ресторанов и кафе расчет оплаты за расход природного газа осуществляется по 1000 сумов за 1 кубометр. Однако, в связи с тем, что в настоящее время цены на энергоресурсы определяются дифференцированно, наши потребители, особенно рестораны и кафе проходят перерегистрацию в качестве семейных предприятий. Это связано с тем, что в соответствии со статьей 28 Закона Республики Узбекистан “О семейном предпринимательстве”, Семейное предприятие, использующее жилое помещение одновременно с проживанием в нем, также и для производства товаров (работ, услуг), оплачивают услуги коммунальной инфраструктуры (электроэнергия, водоснабжение и канализация, газ) по тарифам и на условиях, установленным для населения.
Только в течение 2018 года в результате дифференциации, 12 тысяч Частных предприятий прошли перерегистрацию в качестве Семейных предприятий. Это связано с действиями предпринимателей по осуществлению платежей по льготным ценам.
Важно также учесть, что потребители в своих Положениях помимо видов основной деятельности указывают еще несколько видов деятельности. Однако, в соответствии с нормативными документами, при изменении видов деятельности потребителей, природный газ должен реализоваться потребителям по повышенным ценам.
То есть вопросы, поднятые в материале, могут быть и результатами недоразумений, возникших в результате не осуществления оптовыми потребителям предварительной оплаты или их ошибок в методологическом подходе при осуществлении расчетов. Однако, это не учитывается в статье и в результате все подается как нарушения в виде усвоения средств.
В предписаниях Антимонопольного комитета газоснабжающим организациям, им указано на необходимость в месячный срок осуществить перерасчет.
Газоснабжающими организациями на основе заключенных с потребителями договоров, пользующихся природным газом в сезонном или постоянном порядке, будет сделан перерасчет выявленных сумм. В случаях, когда поступили выплаты, уплаченные в качестве аванса, эти выплаты могут быть начисленные за объемы природного газа, которые будут поставлены предприятиям за будущие период.
Подводя итог можно сказать, что условия, предусмотренные договором, должны быть одинаково на 100% соблюдены и потребителями, и снабжающими организациями. Только в этом случае, проводимые проверки дадут конкретные и объективные результаты.
Думаем, что данные, размещенные на страницах Интернета, должны обязательно соблюдать объективность и быть проверены со всех сторон, чтобы не вызывать сомнений и разночтений у субъектов предпринимательства и населения.
Неуместно принимать решения, которые не учитывают все имеющиеся факторы. Все споры, возникающие между потребителем и снабженцем, должны решаться судом в соответствующим порядке.
Пресс-служба АО “Узтрансгаз”