Журналисты телеканала “Севимли” побеседовали с заместителем Министра энергетики Шерзодом Ходжаевым о работе по подготовке к осенне-зимнему сезону, проводимой в системе, увеличении объемов производства, передачи и распределения электроэнергии, экспортно-импортных связях с соседними странами, проектах на основе использования возобновляемых источников энергии и их значении.
Вашему вниманию представляется расшифрованный вариант интеврью.
Вопрос: Известно, что приближаются холодные дни, и это значит, что начинается сложный сезон. На каком уровне находится готовность энергетической сферы Узбекистана к обеспечению потребителей электрической энергией зимой текущего года?
Шерзод Ходжаев: Система энергетики Узбекистана, сделав выводы из недостатков и проблем прошлого года, начала подготовку к осенне-зимнему сезону текущего года уже в апреле. В частности, во всех теплоэлектростанциях проведен капитальный ремонт энергетических блоков, запланированный на 2021 год. В Сырдарьинской теплоэлектростанции завершена работа по модернизации.
Откровенно говоря, в этой системе я работаю 23 года, и за эти годы ни разу не видел, чтобы ремонт энергоблоков, запланированный в начале года, был в полном объеме завершен к концу года. Если говорить о системах электропередачи и электрораспределения, и в этом направлении намечены адресные программы, с учетом прошлогодних проблем. В том числе, в большинстве территорий повышена способность электропередачи в магистральных электросетях. То есть, говоря проще, сколько бы не производили электрической энергии, если не сможем ее доставить по назначению, то потребителю не будет никакой пользы от нашей работы. Поэтому, установлены дополнительные мощности в наших подстанциях с высоким напряжением в 220 кВт в Кашкадарьинской, Самаркандской областях и Ферганской долине, которые являются точками наибольшего приложения сил в нашей системе.
Касательно распределительных систем электрической энергии скажу, что в этом году в данном напрвлении также выполняется большая программа. Глава государства поставил перед нами задачу реконструкции и модернизации 15 000 километров распределительных сетей и 4000 трансформаторов. По этому направлению при помощи правительства решены все финансовые вопросы. В настоящее время идет завершающий этап данной работы. Примечательно, что в этом году, впервые в истории Узбекистана, запущены электростанции на основе государственно-частного партнерства. Первой стала солнечная элекстростанция мощностью 100 МВт в Навоийской области. В настоящее время данная электростанция работает в нормальном рабочем режиме и передает в сеть выработанную электрическую энергию. Еще одна солнечная электростанция мощностью 100 МВт будет сдана в Нурабадском районе Самаркандской области в декабре текущего года. Она также будет вносить свой вклад в обеспечение электрической энергией потребителей в зимний сезон. Кроме того, в Ташкентской области завершается строительство 3-х электростанций, в Бухарской области – 1, в Хорезмской области – 1. В целом, в осенне-зимнем сезоне этого года для обеспечения потребителей запланирована выработка электрической энергии на 12,5 процентов больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и мы распологаем для этого всеми возможностями.
Вопрос: В этом году в Центральноазиатском регионе, в частности, в Узбекистане, наблюдался дефицит воды и мы все знаем, что вода является не только источником орошения, но и источником электрической энергии. Как влияет дефицит воды на деятельность гидроэлектростанций нашей страны?
Шерзод Ходжаев: В балансе производства электрической энергии Узбекистана гидроэлектростанции играют важную роль. К большому сожалению, в этом году в регионе в целом и в Узбекистане, в частности, действительно дефицит воды из-за малого количества выпавших осадков. Поэтому, если по предварительному плану мы предусматривали выработку 6,5 миллиардов кВт электрической энергии за счёт гидроэлектростанций, то настоящие прогнозы показывают, что эти показатели снизились до 5 миллиардов кВт электроэнергии. Безусловно, наша энергосистема не так сильно зависима от гидроэнергетики, как в случае с Кыргызстаном или Таджикистаном. То есть, если у нас ограничены гидроресурсы, это не значит, что они полностью влияют на производство электроэнергии. Однако мы в настоящее время не в полной мере используем механизмы покрытия нагрузок, внезапно превысивших намеченные планы. И с учетом этого мы принимаем меры по покрытию этих самых нагрузок, используя при этом производство недостающих мощностей в других электростанциях, в частности, тепловых.
Вопрос: Известно, что Узбекистан экспортирует электроэнергию за границу и часть данного экспорта приходится на долю Афганистана. Однако, в настоящий момент в соседнем Афганистане ситуация изменилась, произошла смена власти. Продолжается ли поставка электроэнергии в такой обстановке?
Шерзод Ходжаев: Сегодня Узбекистан экспортирует электроэнергию только в Афганистан. Сразу после смены власти, от энергетиков Афганистана к нам поступило официальное обращение. Новое правительство заявило, что перед афганскими энергетиками поставлена задача не только по продолжению сотрудничества в области энергетики, но и по его наращиванию. После этого несколько раз были проведены переговоры с энергетиками Афганистана и представителями афганского правительства. Сейчас продолжается поставка электрической энергии на основе договорных объемов, намеченных на 2021 год. Примечательно то, и это нужно признать, что изменение политической обстановки в Афганистане оказало положительное влияние на энергетику нашей страны. До этого в Афганистане часто происходили случаи террористических актов, взрывы электросетей, на восстановление которых афганские энергетики расходовали много сил, средств и времени. В результате наша энергосистема была вынуждена претерпевать чрезвычайные неожиданные простои в работе или подключения после этих восстановительных работ. Сегодня, мы считаем, что эти проблемы полностью устранены, потому что поставка электроэнергии идет равномерно.
Вопрос: Мы обратились к заместителю министра энергетики с еще одним вопросом по теме, вызвавшей общественный резонанс. Несколько дней назад состоялась встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана, в ходе которой обсужден также вопрос о поставке электроэнергии из Узбекистана в Кыргызстан. Шерзод Ходжаев внес ясность в вопрос о причинах поставки электричества соседям.
Шерзод Ходжаев: Энергосистемы Узбекистана и Кыргызстана работают в параллельном режиме. То есть, в период электрификации в Центральной Азии было запланировано, что эти две энергосистемы будут работать в соответствии друг с другом и поддерживать друг друга, исходя из собственных особенностей. К сожалению, потом эта система работы была нарушена. В последние 3-4 года усилилось наше сотрудничество с соседними странами в области электрической энергии, и мы вернулись к прежнему режиму работы. Энергетическая система Кыргызстана зависит от водных ресурсов. В осенне-зимний сезон, в период повышенного спроса на электроэнергию, в Кыргызстане, соответственно, вырабатывают больший объем электроэнергии, при этом вода из «Токтогульского» водохранилища тоже выпускается в большем объеме. По причине этого они будут вынуждены пополнить этот объем воды в весенне-летний период, в результате, резко снижают объемы водовыпуска. Конечно, эти приемы отрицательно сказываются в сельском хозяйстве наших Андижанской, Наманганской, Ферганской, Джизакской и Сырдарьинской областей. Поэтому страны долгое время придерживались данного взаимного сезонного обмена электроэнергией. Таким образом, гидроресурсы используются в основном в зимний период, а теплоэлектростанции - в летний. Примечательно, что дефицит воды, наблюдаемый у нас, намного мягче, чем в Кыргызстане. Там дефицит воды дошел до критической точки. То есть, если режим водовыпуска из «Токтогульского» водохранилища будет соблюден в нормальном режиме, то есть вероятность, что к весне водохранилище может опустеть. Поэтому в начале текущего года мы разработали 3-летнюю программу сотрудничества с кыргызскими энергетиками, которая утверждена решением правительства. Согласно с ней налажен сезонный энергообмен. Весной и осенью мы поставляем им электроэнергию, а они нам ее возвращают летом. В результате наше сельское хозяйство получает больше воды, а соседи получат возможность скопления в запас воды для зимнего периода. Примечательно, что энергосистема Узбекистана в четыре раза больше энергосистемы Кыргызстана. То есть, весь объем поставляемой им энергии составляет 1,5-дневный потребительский объем энергосистемы Узбекистана. Для нас это не очень большой объем, но по причине того, что они имеют энергосистему в четыре раза меньше нашей, эти объемы для них имеют важное значение.
Вопрос: Какими способами сегодня вырабатывают электрическую энергию в Узбекистане, пожалуйста, представьте сведения на основе конкретных цифр.
Шерзод Ходжаев: Сегодня в производстве электрической энергии в Узбекистане доля теплоэлектростанций составляет свыше 90 процентов. В зависимости от объема гидроресурсов до 10 процентов электроэнергии производится гидроэлектростанциями. Недавно запущена солнечная электростанция, скоро заработает вторая. В целом, перед нами стоит задача снижения доли теплоэлектростанций в выработке электрической энергии с 92 процентов до порядка 75 в последующие 10 лет.
Вопрос: Несколько дней назад всеобщий интерес вызвала новость о том, что житель города Ташкента вырабатывает электроэнергию у себя дома с помощью солнечных панелей и полностью удовлетворяет собственные потребности, при этом умудряется продать излишнюю электроэнергию государству.
После этого случая у многих наших сограждан появились вопросы о том, как установить у себя дома подобные солнечные фотоэлектрические панели. Могли бы дать разъяснения по этому поводу?
Шерзод Ходжаев: Существует государственная политика в области установки солнечных панелей в домах населения, покрытия ею своих потребностей и реализации излишнего объема. Один из самых крупных проектов, реализованных нами в последние 2 года, является система АСКУЭ –“умные счетчики”. Все счетчики, установленные в данной системе АСКУЭ, имеют возможность двухстороннего расчета электрической энергии. Счетчик может высчитывать всю электрическую энергию, поданную по сети и произведенную в сети, и излишнюю, сэкономленную в сети. При чем, предусмотрен технический регламент и финансовые показатели поставляемой электроэнергии. То есть, наши предприятия региональных электрических сетей обязаны покупать выработанную электроэнергию и по ценам, приемлемым для потребителя. Думаю, это направление имеет большое будущее. С Азиатским банком развития мы разрабатываем сейчас программу развития солнечных электростанций с малой мощностью. Но есть второя сторона медали. Проблема в том, что не каждая семья готова приобретать солнечные панели с финансовой точки зрения. И еще, многие пока ещё не очень верят в технические возможности данной технологии. Здесь перед нами стоит важная задача, заключающаяся в следующем:
Первое, налаживание системы выдачи льготных кредитов;
Второе, увеличение количества энергетических сервисных компаний. То есть, говоря проще, мы должны развивать вид сервиса, который примерно работал бы так: “Вы не беспокойтесь, мы все сами принесём, установим и подключим. Оформим договор с предприятием территориальных электрических сетей и вручим вам в руки. А вы будеты выплачивать стоимость данного оборудования в течении определенного времени – 24 месяца, 36 месяцев”. В этом направлении у нас налажена программа технической помощи Азиатского банка развития. Думаю, что с 2022 года, после запуска данной системы, увеличится число мини-солнечных электростанций с малой можностью.
Вопрос: А сейчас могут ли наши сограждане установить точно такие же солнечные панели у себя дома? Где можно их приобрести и как?
Шерзод Ходжаев: Им нужно обратиться в предприятия региональных электрических сетей. Они помогут в приобретении, установке, подключении к сети, заключении договора.
Вопрос: Актуальной темой сегодняшнего дня стал вопрос о возобновляемых источниках энергии. Какие планы на перспективу имеет в этом смысле Узбекистан?
Шерзод Ходжаев: Как было сказано выше, Главой государства перед нами поставлена задача по доведению доли возобновляемых источников энергии до не менее 25 процентов. На этой основе нами с привлечением иностранных инвесторов разработана концепция, которая утверждена. Для инвесторов, проявляющих интерес к данной теме, мы разместили информацию на сайте Министерства энергетики. Нами проведен ряд тендеров, который показал повышение доверия инвесторов, проявляющих интерес к Узбекистану. Приведу простой пример: количество предложений, которые мы получаем сегодня, после запуска Навоийской солнечной электростанции, в 1,5 раза превышает те, которые поступали к нам после проведения последнего тендера.
Если говорить о ветряной электроэнергии, хочу сказать, что в настоящее время мы реализуем 4 проекта в данном направлении. Их общая мощность составляет 1600 МВт. Объем инвестиций – около 2 миллиардов долларов, это прямые инвестиции, которые осуществляются без государственных гарантий.
Вопрос: Когда они будут задействованы?
Шерзод Ходжаев: В ноябре-декабре 2023 года они будут вырабатывать и поставлять электроэнергию.
Вопрос: Где предусматривается строительство данных ветряных электростанций?
Шерзод Ходжаев: Безусловно, богатые на ветряные ресурсы регионы страны – это Республика Каракалпакстан, Бухарская и Навоийская области. Думаю, общая мощность ветряных электростанций в 3000 МВт будет достигнута не к 2030 году, как это прогнозировалось, а гораздо раньше - до 2025-2026 годов. В последующем эта мощность будет наращиваться.