Если суммировать репортажи международной специализированной прессы, которая руководствуется только собственными принципами объективности и непредвзятости, состояние энергетического сектора Узбекистана за последние годы заметно улучшилось.
Средства массовой информации во всем мире никогда не устанут писать про экономику, и в особенности, про состояние энергетического сектора. И это понятно. Перефразируя высказывание одного из ведущих философов 19 века: «Трудно думать о возвышенном, когда у тебя в ботинке камень.» Другими словами, когда голодно, хочется поесть; когда холодно, хочется согреться; когда темно, хочется света – и для всего этого нужна энергия! Когда же вокруг много негативной и тревожной информации, хочется остаться оптимистами и найти что-то положительное, чтобы продолжать двигаться вперед.
Западная пресса и аналитики всегда следили и следят за состоянием мировой энергетики в целом, и десятки международных организаций составляют ежегодные отчеты по в каждой отдельной стране. Республика Узбекистан не обделена вниманием. Наоборот, когда с приходом к власти нового Президента Шавката Мирзиёева, энергетическая реформа стала частью широкого пакета структурных и институциональных реформ правительства, который направлен на модернизацию экономики и общества Узбекистана, внимание к стране только возросло.
Пожалуй, самая уважаемая международная организация, к мнению которой об энергетике прислушиваются подавляющее большинство государственных и общественных структур всего мира – это Международное Энергетическое Агентство (IEA/МЭА). Интересно, что семь лет назад, в 2015 году МЭА отмечало плачевное состояние энергетического сектора Узбекистана, падение производства энергии, и дало ряд рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Они включали:
1. Сосредоточиться в первую очередь на электрических и тепловых сетях, чтобы избегать потери энергии при ее транспортировке.
2. Запланировать поэтапный отказ от энергетических субсидий с постепенным переходом на рентабельные тарифы на электроэнергию, тепло и природный газ. Улучшить инвестиционный климат и разработать условия для государственных инвестиционных программ.
3. Продолжить развитие огромного солнечного потенциала страны; оценить развитие автономных солнечных батарей в отдаленных районах.
4. Продолжить применение новейших технологий повышения нефтеотдачи и добычи газа, открытие новых месторождений для разведки и добычи нефти и газа; оценить потенциал сланцевой нефти и газа в стране и поощрять прямые иностранные инвестиции в добывающие нефтегазовые отрасли страны.
5. Содействовать научно-исследовательской деятельности по наиболее актуальным аспектам традиционных, альтернативных или нетрадиционных источников энергии, чтобы поощрять разумные инвестиции в развитие как традиционных, так и альтернативных источников энергии в стране.
С тех пор в Узбекистане многое изменилось. Самое главное, что пришла новая власть и взяла радикальный курс на перемены – в политике, экономике, социальной и правовой сферах, а также в международных отношениях. Цитата из Отчета МЭА по Узбекистану за 2022 год гласит: «Широкомасштабная реформа энергетического сектора, начавшаяся в 2019 году, продолжается устойчивыми темпами. Его размах и масштаб амбициозны по сравнению с другими странами, и МЭА аплодирует правительству Узбекистана за прогресс, достигнутый на сегодняшний день».
Энергетическая реформа реализуется поэтапно, и уже приносит результаты, и этот процесс будет продолжаться в течение последующих нескольких лет. Важно отметить, что многие рекомендации МЭА уже выполнены, а тот факт, что полностью изменить состояние энергетики за пять лет невозможно, не должен никого удивлять. Десятилетия ушли на создание сектора в 20м веке; десятилетиями созданные при Советской власти основные фонды изнашивались. Теперь настало время осуществить кардинальные изменения на новом этапе становления Узбекистана. Эти изменения уже происходят, и мировая пресса их широко освещает.
Проект трансформации электроэнергетического сектора и обеспечения устойчивой электропередач был одобрен Советом исполнительных директоров Всемирного банка в 2021 году. Проект направлен на улучшение работы Национальной электрической сети Узбекистана (НЭСУ) для обеспечения надежного энергоснабжения миллионов домохозяйств и предприятий по всей стране.
Проект поддерживается кредитом в размере 380 миллионов долларов США от Международной ассоциации развития (IDA) и кредитом в размере 43 миллионов долларов США от Зеленого климатического фонда (ЗКФ) в рамках Инициативы по снижению рисков, связанных с устойчивыми возобновляемыми источниками энергии. Правительство Узбекистана получит это финансирование по очень низким процентным ставкам и с самым длительным периодом погашения до 40 лет.
Не секрет, что в энергоснабжении Узбекистана преобладает природный газ. В последние годы именно газом обеспечивается около 85% как общего энергоснабжения, так и электроснабжения и этот важный продукт является основным источником энергии во всех секторах. Газ также был одним из главных источников дохода от экспорта, но теперь правительство постановило прекратить экспорт к 2025 году и использовать газ для производства нефтехимической продукции с добавленной стоимостью и внутреннего энергоснабжения.
У России много собственного газа, а Китай использует свои многочисленные источники поставок, чтобы оказывать давление на цену. Проанализировав ситуацию, Узбекистан решил использовать свой газ внутри страны для повышения энергетической безопасности и создания нефтехимического сектора, где он сможет использовать его для удовлетворения внутренних потребностей в топливе и производстве продукции массового спроса.
Недавним крупным дополнением к газовой инфраструктуре Узбекистана является завод по производству сжиженного газа (GTL) в Шуртане. Предприятие перерабатывает 3,6 млрд м3 природного газа в год с получением 1,5 млн т высококачественного синтетического топлива, соответствующего требованиям Евро-5. Строительство началось в 2017 году, а ввод в эксплуатацию начался в 2022 году. Комплекс GTL использует очищенный природный газ Шуртанского газохимического комплекса. Проект стоимостью 3,7 млрд долларов США является крупнейшим в истории промышленности страны и финансировался консорциумом международных банков. Его строительство освещалось международной специализированной прессой на протяжении нескольких лет.
Вот как отозвалось известное международное издание TXF (Торговое и Экспортное Финансирование) о проекте GTL: «Это один из самых амбициозных энергетических проектов в мире, который будет представлять собой высокотехнологичный завод, производящий более 1,5 млн тонн высококачественного, экологически чистого синтетического жидкого топлива в год. Продукция будет выпускаться под торговой маркой Oltin Yo'l GTL, что переводится как «Золотой путь» и символизирует путь, ведущий Узбекистан в будущее с более экологически чистыми и устойчивыми процессами. Полученная продукция GTL будет использоваться в транспортном, сельскохозяйственном, авиационном и нефтехимическом секторах экономики Узбекистана.»
Более того, Oltin Yo'l GTL стал лауреатом одной из самых престижных наград мира в энергетическом секторе, Platts Global Energy Transition Award 2022.
Достижения и планы в нефтяной отрасли не отстают от газовой. Здесь особенно заметны успехи компании Saneg. По словам журналиста из BNE Intellinews:
«В то время как SANEG открыто заявляет о своем намерении «вернуть исконные земельные богатства» Узбекистана своему народу, она также открыта для использования иностранных технологий, в частности американской технологии исследования скважин, и является первой страной в Центральной Азии, которая такую технологию применяет. Технология американской компании Downhole Vision позволяет снизить затраты и повысить безопасность при осмотре ствола скважины. По словам главного энергетика Санега Сергея Рябова, внедрение новой технологии скважин помогает «снизить риск аварий на скважинах до 95%». Узбекистан сейчас также находится в процессе создания нового научно-исследовательского института для своей нефтяной промышленности. […] Все страны мира стремятся обеспечить себя продовольствием и энергией, и SANEG надеется стать стержнем усилий Ташкента в этом направлении.»
Другое важное специализированное издание Upstream со штаб-квартирой в Норвегии пристально следит за развитием событий в нефтегазовом секторе Узбекистана и регулярно публикует свои наблюдения и анализ происходящего. «Активы, ранее принадлежавшие «Узбекнефтегазу», расположены в трех основных производственных регионах Узбекистана — Мубареке, Карши и Андижане, — где SANEG пытается улучшить добычу за счет бурения большего количества скважин и применения новейших технологий повышения нефтеотдачи. […] Узбекская частная нефтяная компания Sanoat Energetika Guruhi активизирует геологоразведочные работы на своих лицензионных участках на плато Устюрт в северо-западной части страны.» Об усилиях компании Санег в положительном ключе также часто писали такие издания, как Argus Media и Energy Intelligence, без анализа которых не заключается ни одна сделка в сфере энергетики.
Помимо разработки собственных месторождений углеводородов, международная пресса также высоко оценивает стремление Узбекистана развивать сектор возобновляемых источников энергии. Как отмечается в статье международного издания Евроньюс, Узбекистан поставил перед собой амбициозную цель – к 2030 году производить 30% своей электроэнергии из возобновляемых источников энергии. Использование солнечной энергии является одним из факторов реализации этого плана. В Узбекистане в среднем 330 солнечных дней в году, и потенциал солнечной энергии огромен.
Например, французская компания Total Eren разработала одну из первых солнечных электростанций в Узбекистане. Запущенная в июле 2022 года солнечная ферма «Тутли» расположена примерно в ста километрах к западу от города Самарканд. Работая с мощностью 131 МВт, она вырабатывает около 270 000 кВтч в год, что достаточно для удовлетворения потребностей 140 000 домохозяйств.
«Вестник ЕС» (Eureporter) в недавней публикации отметил, что в Узбекистане, как и во многих странах, энергетический сектор является важной частью экономики, на которую в 2021 году будет приходиться 17% ВВП. Узбекистан взял на себя обязательство производить 25% своей электроэнергии из возобновляемых источников энергии к 2026 году и поставил перед собой амбициозную цель достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году. Издание также процитировало Клайва Тертона, директора по инвестициям ACWA Power, который приветствовал долгосрочный подход правительства Узбекистана к государственно-частному партнерству (ГЧП) и стабильность регулирования в секторе: «Эти прочные основы предоставили ACWA Power платформу для заключения 5-летнего соглашения о сотрудничестве на сумму 10 миллиардов долларов с правительством для разработки проектов ветровой, водной, солнечной энергии и экологически чистого водорода.»
Пьер-Поль Антениссенс, директор Французской EDF в Узбекистане, поддержал эти настроения и рассказал, как инновационный подход страны к ГЧП позволил Узбекистану стать предпочтительным партнером в регионе, поскольку EDF надеется сыграть свою роль в усилиях по стимулированию производства экологически чистой энергии, ее передачи и распространению.
Если суммировать репортажи международной специализированной прессы, которая руководствуется только собственными принципами объективности и непредвзятости, состояние энергетического сектора Узбекистана за последние годы заметно улучшилось. Если будут реализованы уже намеченные планы по освоению новых нефтяных скважин, применению современных методов добычи, расширению и модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, то в ближайшие несколько лет внутреннее производство вновь превысит импорт нефтепродуктов.
Однако, это не значит, что уже можно почивать на лаврах – реформы продолжаются и многое еще предстоит сделать, чтобы молодому и быстрорастущему обществу Республики всегда хватало тепла, света и энергии, а новые поколения узбекистанцев росли в достатке и благополучии.
***
Подборка ссылок:
1. https://www.iea.org/countries/uzbekistan
8. https://www.upstreamonline.com/exploration/uzbekistan-cheers-its-largest-ever-oil-find/2-1-1248394